Санкт-Петербургские ведомости,
8 июля 2014 г.
Если Рембрандта дилер принес... 668 просмотров
Из полусотни «круглых столов», проведенных на IV Петербургском международном юридическом форуме, одним из самых интересных стало обсуждение правовых аспектов экспертизы культурных ценностей. Он был проведен Эрмитажем.
Важный аспект касается недавно введенного требования при покупке музеем произведения искусства проводить внешнюю экспертизу. Но кто может быть лучшим экспертом для крупного музея, как не он сам? Есть проблемы при экспертизе вещей, ввозимых и вывозимых за границу. Музеи не могут принять дар от частного лица, если он не докажет, что владеет артефактом законно, здесь презумпция невиновности не действует.
Но основную часть времени участники дискуссии посвятили сложным взаимоотношениям, которые складываются между музеями, экспертами, дилерами и коллекционерами.
Представим себе ситуацию: дилер принес в музей на экспертизу картину, эксперт подтвердил авторство известного художника. Картина была продана за миллионы... и оказалась подделкой. Как делить ответственность перед покупателем?
Юрист консультант по антиквариату Никита Семенов убежден, что эксперт отвечает только полученным гонораром. Сколько это? Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX века Русского музея, сообщил цифры. Если произведение приносится на экспертизу в государственные музеи (это самое авторитетное мнение), то это 25 тыс. рублей. Из них 60% идет в казну, а 40% делится между несколькими экспертами, работающими десятки лет. Заметим, что заключение не является музейным, это частное мнение экспертов.
Такие расценки заставляют экспертов работать на поток, что увеличивает вероятность ошибки.
Есть два варианта. Первый – музеи запрещают своим сотрудникам проводить экспертизы за исключением исследования вещей, предлагаемых на закупку. В случае отказа от приобретения музей ничего не объясняет: нам эта вещь не нужна, и все.
Но тогда, как заметила Мария Меньшикова, сотрудник Эрмитажа, эксперт по искусству Китая, мимо музея пройдет много ценных произведений. Результаты экспертизы – это своеобразная база данных, которая вводит в поле зрения специалистов неизвестные прежде вещи. Другой вариант – сделать экспертизу рыночной, когда гонорар за экспертное заключение напрямую зависит от стоимости произведения. Тогда ответственность эксперта сильно возрастает. «Возможно ли страхование ответственности эксперта?» – задал вопрос Михаил Пиотровский и получил отрицательный ответ от страховщика.
Василий Вдовец из «АльфаСтрахования» заметил, что сейчас это невозможно. Нужны четко прописанные стандарты экспертной деятельности, которые позволят отличить умысел от ошибки, только последняя является страховым случаем.
Любопытную альтернативу предложила Наталья Шатихина, доцент юрфака СПбГУ. Кроме эксперта между продавцом и покупателем произведения искусства должен находиться оценщик. Эксперт дает заключение о вероятном авторе произведения, времени его создания, технике и т. д. Оценщик определяет стоимость предмета, используя универсальные методики, которые давно придуманы. Разумеется, для произведений искусства формулы сложнее, чем для нефти. Но Шатихина убеждена, что если уникальную космическую станцию «Мир» сумели оценить, то с передвижниками разберемся.
Поясняя для нашей газеты свое мнение, Наталья Шатихина сообщила, что оценщик помимо учета экспертного заключения будет оперировать десятком параметров, начиная от спроса на того или иного художника. Каждый параметр будет иметь свой удельный вес в цене произведения. Например, если эксперт утверждает, что это Рембрандт, то удельный вес авторства в цене картины небольшой, поскольку все «рембрандты», ходящие на рынке, известны и оценщик проверит картину по каталогам. А если на продажу выставляется картина передвижника, то цена сильно зависит от того, какого именно.
Все участники дискуссии сошлись в одном. Музеи должны добиваться от тех, кто приносит произведения искусства на экспертизу, права публиковать ее результаты. Это станет важным шагом в борьбе с подделками.
Вадим МИХАЙЛОВ
Вся пресса за 8 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|